В христианском календаре одними из любимейших праздников в селах были три Спаса. Все они отмечаются в августе. Во многом эти празднования имеют языческие корни, поэтому они до сих пор соединены с языческими, принятыми в древности обрядами. Все три Спаса являются в какой-то степени своеобразным православным праздником урожая. Ведь в августе на Руси обычно поспевает почти все, что посеяно в поле, на огороде, на бахче, что растет в лесу или в саду, и даже на пасеках стараниями пчел соты полностью заполняются свежим медом.
Недаром в народе говорилось: «Спас — всему час» — значит все созрело, настала пора уборки хлебов и овощей, фруктов и лесных ягод, орехов и грибов, которых в августе особое изобилие.
И празднованию всех трех Спасов не мешало даже то, что с 1(14) августа начинался Успенский пост — в память об успении (смерти) Богородицы. В это время, кроме скоромных (мясных) блюд, стол любого крестьянина ломился от изобилия постных продуктов, растительной пищи — овощей и зелени, меда и орехов, фруктов и ягод. Именно поэтому празднование трех Спасов происходило с особым размахом и стол любого, даже самого бедного, сельчанина ломился от блюд — святой традицией на Спасах почиталась возможность одарить с нового урожая бедных.
Все три праздника, посвященные Всемилостивому Спасу, отмечаемые в августе, имеют также связь с празднуемыми в этот день церковью событиями (от чего и пошло название торжества — «Спас», «Спаситель»). Первый, Медовый, спас соединен с православным церковным празднеством — «Происхождение (изнесение) Честного Животворящего Креста Господня».
Второй, Яблочный, спас празднуется в тот же день, что и преображение Господне.
А третий, Хлебный, спас — в день, отмечаемый церковью как «Перенесение нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едесы в Царьград».