.

Семик — история праздника, приметы и традиции

Семик считается очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой. Основными составляюшими празднеств Семика – Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших.

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.

В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».

Содержание

Семик — седьмой четверг после Пасхи

Сегодня мало кто знает, что такое Семик, а в старину – это был один из самых заметных народных праздников – канун Троицы и зеленых святок. Святки бывают разные, не только зимние, всем известные. Есть еще святки Зеленые, о которых расскажем, и осенние, о которых уже рассказывали.

Зеленые святки или Семицкая неделя, Русалии, а также гряная неделя  – время от седьмого четверга недели седьмой после Пасхи до вторника Троицкой недели. В других местах эти сроки могут длиться до дня Ивана Купалы, до седьмого июля. Начинаются Зеленые святки за три дня до Троицы, в Семик (седьмой четверг), и Семицкая неделя завершает весенне-летний период, который открывался Масленицей.

Масленица и Семик стоят по краям периода: одна в начале, другой – в конце. Как два верстовых столба, начало и конец, которые сошлись, закольцевались и замкнули круг жизни.

Родственность праздников отражается во многих песнях, поговорках и пословицах:

Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу”, “Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала”, “Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор

Оба праздника имеют много сходного, являясь отражением перехода из одного времени к другому, оба завершают одно и открывают другое, тот и другой – граница: Масленица провожает зиму, Семик – весну. Масленица встречает весну, Семик – лето.

Переходность – главное, что их объединяет. Все приметы, обряды, поверья, сопутствующие переходу и межсезонью, в них присутствуют.

Тема проводов одна из существенных в Семицкой неделе: провожают русалок, провожают души утопленников, удавленников, всех погибших не своей смертью, всех неизвестных, провожают весну. Заканчивается цикл, пик которого приходится на день летнего солнцестояния. Потом все пойдет на убыль, под горку. Можно сказать, год сделан.

Девушки танцуют в поляне

Провожание русалок в Семицкой неделе

Поэтому создание, короткая жизнь и уничтожение, цикл «рождение – жизнь – смерть» присутствуют во всех обрядах Семика, одним из которых является плетение венков. Венок – образ кольца жизни и круговорота природы. Основными действующими лицами праздника являются молодые девушки, которые олицетворяют время расцвета. Потом придет увядание: материнство и бабий век.

Иногда этот праздник также называют Троица умерших либо Русалчин Велик день. Отмечается он ровно за три дня до Троицы. Основная особенность такого дня — это поминовение заложных покойников. В этот день устраивались обширные гуляния, девушки гадали и проводили разнообразные магические обряды. Например, на этот праздник обычно совершали старинный обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые располагались в рощах.

Изначально ритуалы совершались на могилах усопших. Кроме этого наши предки наряжали березы, украшая их различными лентами, плели большие венки из полевых цветов, завивали березы. В среду, перед Троицей, девушки довольно часто отправлялись в лес и заламывали березы, а в четверг или в субботу возвращались к выбранным деревьям с пивом и яичницей.

После этого они завивали деревья и оставляли дары около деревьев, пели песни, водили хороводы. Почему использовали именно яичницу? С древних времен круг считался символом плодородия. Удивительно, но скорлупу яиц, которые были использованы для приготовления блюда, не выбрасывали. Она аккуратно обжигалась, после чего ее очень хорошо измельчали и собирали в отдельный мешок.

Считалось, что подобный продукт, полученный именно в этот день, обладает особыми целебными свойствами. В отдельных деревнях также делали козули. Это особая лепешка в виде венка с яйцами. Иногда вместо яичницы девушки брали в лес именно эти козули. В Сибири была немного другая традиция, верхушка молодой березы полностью притягивалась к земле и ей делали «косы», соединяя ветки с высокой травой.

Рекомендуется к прочтениюЗаговоры и обряды на Покров Пресвятой Богородицы

Как празднуется Семик

Семик праздновался народом в роще, лесу, на берегу реки или пруда так же весело и широко, как и Масленица. К этому дню было принято красить яйца, готовить караваи, печь пироги. На рассвете люди украшали свои дома и улицы веточками березы, которую называли семицким деревом. Главным же обрядом праздника было «завивание венка», совершаемое традиционно в четверг.

Праздник Семик в лесу

Семик праздновался народом в роще, лесу или на берегу реки

Принарядившись, девчата отправлялись в лес, где выбирали понравившиеся березы. Ветви деревьев пригибались к самой земле и сплетались вместе с травой для того, чтобы передать земле жизненную силу березки. Веночки плели, «завивали», не отламывая ветки от дерева. Спустя пару дней девчата возвращались к березам и отделяли от них эти веночки, чтобы пойти с ними к реке и погадать. В какую сторону веночек уплывет — там и суженый найдется.

Завитую березку через некоторое время срубали, украшали ленточками и, величая в песнях, носили по улицам. Кстати, общеизвестная песня «Во поле береза стояла» как раз принадлежит к песням Семика. Ряженье дерева и его величанье свидетельствовало о желании заручиться могущественной помощью природы в повседневных крестьянских делах.

Кроме того, Семик, так же как и Красная Горка, был днем поклонения душам умерших, почитания предков. Следуя старинным дедовским обычаям, с самого утра в субботу русальной недели люд шел на кладбище, чтобы помянуть отошедших в мир иной родственников. После посещения могил усопших предков народ заводил песни и хороводы. В языческие времена целью хороводов было прогнать зиму, заручиться помощью природы для хорошего урожая, открыть сезон сватанья и свадеб.

Исполнение хороводных песен сопровождалось хождением по кругу, «посолонь» — по движению солнца. Поэтому хоровод в своем исконном значении символизирует движение солнца. После песен и хороводов березку торжественно несли на берег реки и топили ее, это действо должно было обеспечить достаточное количество дождей и влаги на весь земледельческий период.

Наряду с завиванием березы в Семик девчата совершали еще один обряд, получивший название кумления. Его можно сравнить с обрядом побратимства у юношей. Покумившиеся подруги становились сестрами и клялись друг другу дружить всегда.

Кумление на Семик

Кумление на Семик в лесу

Под пение «кумитных» песен девицы подходили к березке, конец одной из веточек которой закручивался в форме веночка, и трижды целовали друг дружку через него, а затем снимали с шеи крестики и обменивались ими. Покумившись, жили как сестры. Еще в конце XIX века к этому обряду относились очень серьезно, и кумовство сохранялось на всю жизнь. Иногда обряд кумления дополнялся еще одним магическим действом, которое носило название «крещение кукушки».

Смысл этого действа заключался в том, что женщины разного возраста делали кукушку и несли ее в лес, крестили ее и кумились, а затем хоронили. Кукушку делали по-разному. Иногда из разноцветных лоскутов, иногда использовали траву, которая называлась «кукушкины слезы». Кукушку было принято наряжать в сарафан и платок. Крещение кукушки совершалось следующим образом: на нее вешали крестик и устраивали на ветке, под которой кумились.

Затем кукушку зарывали в землю, а через некоторое время снова отрывали, что символизировало умирание и воскрешение природы. Исполнялся обряд, когда нужно было стимулировать рост растительности. Помимо того, траве «кукушкины слезы» приписывалась магическая сила — сохранять любовь мужа.

Рекомендуется к прочтениюГадания на Троицу

Троица на улице – Семик по задам

А традиционное поминовение усопших перешло с Семика на Троицкую родительскую субботу. Однако до сих пор люди во вторник или в седьмой четверг после Пасхи тянутся вереницей на кладбища и поминают предков.

Не все при этом знают, что семицкое поминовение отличается от пасхального. В Семик поминают всех, умерших не своей смертью. Как-то давно услышала, что в церкви в Троицу можно поминать самоубийц. Это единственный день, когда церковь допускает такое поминовение.

На Руси поминовение и погребение умерших не своей – заложной – смертью (самоубийство, утопление, насильственное убийство и т.д.) приходилось в основном на Семик, но иногда на кладбища безымянных ходили во вторник недели Семика. Назывались такие поминки задушными.

В царской России было много убогих домов (дома у Бога). Их называли еще скудельницами, по имени места погребения самоубийц и неизвестных около Иерусалима, купленного священниками за 30 сребреников, цену предательства Иисуса, или гноищами от слова «гнить».

Сюда свозили все тела, найденные на улицах городов, умерших во время эпидемий, найденных убитыми, замерзшими и, как бы мы сейчас назвали, бомжей. Их тела хранились до Семика в погребе, служившем моргом. Раньше моргов не было, умершие хранились в холодных погребах.

Убогий дом

В скудельницу возили все тела, найденные на улицах городов или умерших во время эпидемий

В Семик совершалось отпевание в убогих домах всех непогребенных. Сюда шли крестным ходом во главе со священниками, архиереями, царями. Цари делали на помин души большие вклады. Шли сюда сердобольные люди, заранее покупавшие к Семику саваны, гробы, полотно, копившие деньги на упокой души неизвестных и неопознанных. Иногда здесь находили пропавших без вести родственников и знакомых.

Рекомендуется к прочтениюНародные приметы и поверья на Троицу

Спи до Семика

Все действовали вместе, самоотверженно, по-христиански: разбирали тела, прикладывали найденные части тела, одевали тела в саваны, служили панихиды и тут же совершали поминки. К слову сказать, недавно в  местной газете прочитала, что на кладбище, где хоронят безымянных и неизвестных, царит полное захолустье. За их могилами никто не смотрит и не ухаживает.

Крестных ходов к моргам тоже не наблюдается. Времена изменились и традиции ушли.

Умерших неестественной смертью раньше хоронили отдельно, потому что считалось, что они ушли на тот свет, не растратив своей энергии, которая требовала выхода. Поэтому такие души, по народному поверью, искали возможности ее реализовать на живых: они могли навредить им, утащить с собой в могилу и т.д.

Семик ассоциируется не только с поминовением усопших, но главным образом с зеленью, расцветом природы. Не зря семицкая неделя получила название Зеленых святок. У Зеленых святок есть свое священное дерево – береза, как есть оно у Рождественских святок – ель, и у Вербного воскресения – верба.

Березу как священный символ Зеленых святок специально готовили к этому дню: ее срубали, украшали лентами, тряпочками, бусами, ставили среди деревни или носили по дворам, собирая деньги, яйца, муку. Это было такое  же действие, как  в рождество колядование.

Девушки украшают березу

Березу на Семик украшали лентами, платками

Русский Семик – аналог западноевропейского праздника «май» со священным деревом в центре. Его тоже наряжали, но готовили по-другому: срубали все нижние ветки, оставляя несколько верхних и крепили к стволу украшенный венок, символ круговорота. Вокруг “мая” тоже пели, танцевали и веселились, как и вокруг березы в России, как и вокруг елки в Рождество.

Но больше всего внимания уделялось русалкам, отсюда и название семицкой (иногда Троицкой) недели – Русльская или Русалии. Образ русалки оброс многими сказаниями, повериями, страшилками. Но об этом – в следующий раз.

Традиции и обряды

Прихожане шли на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилали свежей травой. Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбище, где и встречали Семик. На этом празднике торжественно погребали и поминали убогих, или убитых, или внезапно умерших на месте скудельниц или убогих домов, которые стали рощами.

Роща

Девушки, украсив свои избы березками вдоль всей деревенской улицы, шли за околицу под предводительством девушки, избранной по жребию и одетой в мужское платье (это — Семик). Они несли с собой печеные и сырые яйца для яичницы, лепешки и пироги. В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, взявшись за руки, устраивали хоровод.

Рощи или дубравы служили местом таинственных обрядов язычества у восточных народов, греков, римлян. Кроме дубов, не менее почитаема была липа, от нее не осмеливались отрезать ни ветки, ни сучка. Эти деревья назывались заповедными, заветными. У древних немцев совершались жертвоприношения и производился суд под липами. У древних пруссов под липой зажигались огни на Иванов день в честь бога весны Лиго

Песни пели до обеда, после трапезы рвали с той же березы ветки и плели венки, с которыми опять водили хороводы и пели песни. «Мне куда тебя, веночек, положить? — спрашивали в одной песне и отвечали: — Положу тебя, веночек, на головку ко душе милой девице. ко названной сестрице». Вторя словам песни, они шли потом на пруд или реку. С зажмуренными глазами бросали венки на воду и загадывали: потонул венок — в тот год замуж не выйти, а можно даже умереть, но очень хорошо, если венок всплывет, да еще против течения.

Девушки вьют венки из березы

Девушки во время Семика пели песни до обеда, после трапезы рвали с березы ветки и плели венки

Либо посреди двора втыкали срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым ставили горшок с водой. Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие — ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водой, выдергивала дерево из земли и затягивала песню.

Обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, по-разному, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой песенный репертуар, однако основные элементы обряда сохранялись. Это: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим его уничтожением, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
Празднование Семика происходило в рощах и лесах, на берегах рек и озер или прудов. Сначала завивали венки, а затем в некоторых местах пускали их по воде. Но обычно ближе к вечеру девушки возвращались домой с венками, которые берегли до Троицы.

Рекомендуется к прочтениюМагия и заговоры на день Святой Троицы

Венок

В Семик совершался древний обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые обычно находились в рощах. Первый обряд совершался в основном на могилах, подобно древней тризне.

Венок считался залогом бессмертия, знамением перехождения души и союза мертвых с живыми. По семицкому венку загадывали будущее

От Москвы до самых до окраин в этот день гуляли. Вся Москва устраивала разгульный праздник; почти на каждом дворе обставляли березками стол, накрывали его яичницей и драченой. Повсюду раздавались семицкие песни, по улицам носили наряженную лентами и лоскутками березку. Горожане надевали на головы венки из ландышей, незабудок или из березовых и липовых ветвей. После погребения и поминовения убогих на старых убогих домах люди, вымыв руки в Самотеке, шли в Марьину рощу завивать березку и пировать.

Девушки с венками из цветов

Во время обряда погребения, горожане надевали на головы венки из ландышей, незабудок или из березовых и липовых ветвей

В деревнях Московской губернии в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг или же в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки были завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под песню.

Яичница

В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли для девиц козули(Козули — род круглых лепешек с яйцами в виде венка).

Яичница — это суть плодородия, открытая самими девушками перед огнем (в тот момент, когда они готовили ее в печи). Скорлупа яиц не выбрасывалась куда попало. Она лежала на шестке под сводом печного устья. Скорлупа обжигалась, опалялась. Потом ее мелко толкли в ступице. Ссыпали в приготовленный мешочек. Скорлупа, истолченная в Семик, славилась своей целебностью

С козулями они шли в лес, где завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, завязывали ветки венками. В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой. Нижегородская молодежь наряжала в «девицу» березку, а девушку или парня — в шутовской наряд барабанщика.

Девочки целуются

Поселянки, собравшись в роши, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями

Толпой отправлялись на луг, впереди шли ряженые — человек и дерево. На лугу становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку. Поселянки, собравшись в роши, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не храниться, вечно дружиться».

Рекомендуется к прочтениюМолитвы на детей: о появлении, о защите, о правильном пути

Кумление

Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой. Во время кумления девушек-подростков приветствовали обычно так: «Тебе еще подрасти да побольше расцвести», заневестившейся девице говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочъю (т.е. в девушках)». Женщинам пожелания были несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год самой третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо.

Семицкая березка в Тульской и других губерниях называлась кумой, а кумиться – значит целоваться при развитии венков. Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок. Ветки березок загибались в круг, так что образовались венки, или венки из березок или трав и цветов навешивали на березки. К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песни

В Подмосковье, Владимирской, Рязанской губерниях мужчина, носящий березку, назывался кумом, адевица кумою. Игра «Кума» проходила так: поселянки, собравшись в рощах, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобой не браниться, вечно дружиться». При этом они дарили друг другу желтые яйца, которыми поминали также утопленников на русальной неделе.

Во Владимирской губернии девушки ходили утром с пирогом собирать у соседей деньги, а вечером водили хороводы, а потом ели пироги и яичницу. В других местах к Семику девушки делали складчину или ссыпчину. В Нерехотском округе пекли для девиц козули. С козулями они шли в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, на которой завязывали ветки венками. Потом, сделав из березовых сучьев один венок, девушки кумились сквозь него, приговаривая: «Здравствуй, кум и кума! Березку завивши». Спев песню про березку, поселянки принимались за козули и яичницу. А потом устраивали игры. В Кинешме и Галиче при кумлении девицы менялись кольцами и серьгами и пели песни «А мы просо сеяли», «У воробушка голова болит»-, «Во поле береза стояла», «По горам, горам».

В Воронежской губернии на берегу озера Горохова жители села Горохова устраивали под Троицу шалаш на поляне, украшали его венками из цветов и душистой зелени, внутри ставили на возвышенном месте болван из дерева или соломы, одетый в праздничное мужское и женское платье. Около шалаша собирались сельские жители. Они приносили с собой отборную пищу и питье; водили хороводы и плясали вокруг этого шалаша.

Шалаш на поляне

Жители села Горохова устраивали под Троицу шалаш на поляне

В Вологде Семик, известный под названием Поляны, отмечался на поляне. В Нерехте Семик также праздновался на поляне, где существовала церковь святого Пахомия. В Саратовской губернии для празднования Семика выбирался особый дом, куда приносили разные припасы для пира; варили брагу при пении веселых песен. Устраивали в лесу пир. После завивания венков, после кумовства выбирали, подбрасывая вверх платки, старшую куму, которую называли так в течение всего дня. Потом возвращались веселым хороводом в село, чтобы в Троицу снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок; по нему судили о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивали венки и для своих родных, гадая о их судьбе.

В окрестностях Углича игры с наряженной березкой и яичницей приурочивали к гаданию на урожай ржи. Березку ставили среди озимого поля, а яичницу ели не иначе, как бросая через голову ее часть и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась». Затем по ржаной полосе катались, переваливаясь с боку на бок, для того чтобы не болела во время жатвы спина. После этого завивали венки для себя, родителей, жениха или просто знакомых,
оставляя их до Троицы (тогда ходили ломать венки, то есть, погадав на них, бросали в воду). Великий день для русалок. В этот день девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, не работали, называя этот четверг великим днем для русалок. Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.

Русалки

От русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град.

Считалось, что, оставляя с Троицы воды, русалки выбирали себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и жили вплоть до осени. Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качались на ветвях, аукались между собой и водили веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава росла гуще и зеленее, там и хлеб родился обильнее.

В их власти похищение у заснувших без молитвы женщин ниток, холстов и полотен, разостланных на траве. Украденную пряжу они, качаясь на древесных ветвях, разматывают и поют при этом хвастливые песни.

Русалка у реки

Кроме церковного ладана против чар и козней русалок существует еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, это полынь

Уходя после Троицы в лес, надо брать эту траву с собой. Всем русалкам разрешалось выходить из воды еще на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. Тут надо запирать двери в храме как можно крепче.

Рекомендуется к прочтениюО церковных календарях и православных праздниках

К семицким песням можно отнести такую:

Вью, лелю! завью я зеленый венок,
Заломаю я березу, совью я зеленый венок
На свою буйную головушку;
Опущу я зеленый венок,
Я по Волге, по реченьке,
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке.
Взбунтовались ветры, вихори,
Раскачали легку лодочку
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке,
К его красному окошечку.
Выходила моя матушка
На свое красное крылечушко,
Смотрела на легкую лодочку!
Легка лодочка расколыхалася,
Всплыл тут зеленой венок:
Получила матушка
С быстрой речки зеленой венок;
По луча, она призадумалась,
Призадумавшись, слезно плакала:
Не моя воля, а чада милова!
Не ея ли зеленой венок
Подплывал к моему окошечку?
Не мое ли чадо милое во тоске живет,
Во тоске живет, или во гуляньице
С своими милыми подружками?

При завивании венков обычно пели песню о том, как красная девица сидит в белом шатре под зеленою липой, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Жому этот венок носить? Неужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости: пусть же носит его мой милый друг!».

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2019 году он выпадает на 13 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.

12 Мар 2019 55 0
Поделитесь с друзьями
Читайте также
Поделитесь мнением