.

Пятидесятница – важный христианский праздник

Пятидесятница (Pentecost) отмечается на 50-й день после праздника Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов.

Этот праздник был одним из трех великих ветхозаветных праздников и отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом.

Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы, и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако, старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.

Содержание

Память сошествия Святого Духа на апостолов

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов.

Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть… Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа.

Иисус Христос с апостолами

Прощальная беседа Иисуса Христа с апостолами

Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в так называемой «Сионской горнице». Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю.

Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца», и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-й день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.

Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу.

Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках.

Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11).

Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома.

Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках.

И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые ”насмехаясь, говорили”, что апостолы ”напились сладкого вина” (Деян. 2,13).

Сошествие Святого духа

Сошествие Святого духа на апостолов

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших.

Многие из них умилились сердцем и спросили его:
  • Что же нам надо делать?
  • Покайтесь, — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор.16,8; Деян. 20,16).

Ко всенощной службе этого дня, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения, и этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая «золотая секвенция», «Гряди, Святой дух» («Veni Sancte Spiritus»), гимн, принадлежащий неизвестному автору 13 века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.

Рекомендуется к прочтениюВход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди

Духовный смысл праздника

Предощущение познания Бога христианской веры именно как Единой и Нераздельной Троицы коренится в Ветхом Завете; связанный с этим библейский сюжет отражен, в частности, на иконе праздника, в том числе и на знаменитой иконе “Святая Троица” преподобного Андрея Рублева. Здесь изображены три таинственных Ангела, пришедшие под видом путников к ветхозаветному праведнику Аврааму.

Иконописец Андрей Рублев

Преподобный Андрей Рублев

До пришествия на землю Христа, человек, даже почитая Истинного Единого Бога, в то же самое время не знал о Его троичности. Окруженные языческими народами, исповедовавшими множество самых разных, порой очень жестоких демонических культов, древние иудеи твердо и последовательно придерживались истины о единстве Божества. Во многом именно из-за этого мы напрасно станем искать на страницах Ветхого Завета ясных свидетельств о Троице. Лишь смутные, “прикровенные” высказывания древних пророков и поэтов наводят на мысль, что и тогда, еще до Рождества Иисуса Христа, некоторые израильские праведники уже догадывались о существовании в Едином Создателе и Творце Трех Личностей — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Именно об этом свидетельствует история посещения Авраама тремя путниками.

Авраам, живший у Мамврийской рощи при горе Хобар, сидя как-то жарким днем у входа в свой шатер, увидел вдруг, как к нему приближаются три человека. Заметив их, он вышел им навстречу, поклонился и заговорил с ними. Самым удивительным в этом разговоре было то, что Авраам обращался к этим путникам то как к трем, то как к одному человеку: “Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши…” (см. книгу Бытия 18:1-8).

Православные толкователи этого сюжета утверждают, что именно здесь, в этот миг, человеку (хотя еще и не вполне явно) открывается — в первый раз в земной истории — истина о Боге как Троице, к Которой можно равно обращаться и в единственном и во множественном числе. Потому-то изображение чудесного явления трех путников-ангелов Аврааму и стало иконописным символом Пресвятой Троицы…

Здесь необходимо также коснуться и понимания православными истолкователями смысла события сошествия Святого Духа на апостолов. Ради чего Бог совершает это чудо?

Во-первых, по православному вероучению, Святой Дух — Податель знания о Боге, открывающий людям тайны бытия их Создателя. Именно благодаря Ему человек оказывается способен надлежащим образом познавать Творца, ибо почивающий в нем Святой Дух, учит его этому, подавая истинное богопознание. Ради дарования человеку как раз такого “боговедения” Дух и сходит на апостолов. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, “надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало все более и более совершенной степени”.

Три ангела Авраама

Явления трех путников-ангелов Аврааму

Во-вторых, человек не может достичь духовного спасения лишь собственными силами. Как новорожденному младенцу, для того чтобы ему не умереть, но жить необходима подающая силу его физическому росту пища, так и человеческой душе необходима подающая ей силы для возрастания и укрепления в Боге благодать Святого Духа. Как некогда — в день Пятидесятницы — такая благодать оказалась дарована апостолам, так и ныне, сегодня, в христианской Церкви существует подающее эту благодать особое таинство (одно из известных семи таинств Православной Церкви) — миропомазание, обычно совершаемое в Православной Церкви непосредственно вслед за таинством крещения. Через помазание особым благовонным составом (он именуется “миро”) частей человеческого тела, на верующего сходит освящающая и преображающая его благодать Святого Духа, равная той, что сошла в день Пятидесятницы на учеников Спасителя. Именно поэтому таинство миропомазания зачастую называют “личной Пятидесятницей” каждого христианина.

Рекомендуется к прочтениюРодительская суббота: что мы можем сделать для умерших

Важнейшие черты праздничного богослужения

Устав праздничного богослужения Пятидесятницы довольно своеобразен. Собственно служба Троицына дня строится по вполне привычной схеме праздничного всенощного бдения. Однако к Литургии дня праздника присоединяется вечерня дня Святого Духа, именуемая еще “Вечерней коленопреклонения”.

Дело в том, что по существующему церковному уставу от четверга Страстной седмицы и до дня Пятидесятницы Церковь не благословляет христианам совершать коленопреклоненные молитвы (за исключением преклонения колен на Страстной — перед Плащаницей). Почему устав требует этого от христиан? С одной стороны пасхальный период — период сугубой радости, когда искупленному распятым и воскресшим Иисусом христианину следует ликовать а не уничижать себя.

Но с другой стороны день сошествия Святого Духа на апостолов — это день, когда они подлинно научились тому, как на самом деле им надлежит молиться Богу, прославляя и благодаря Его за ниспосылаемые Им милости. Именно через преклонение колен все верующие в православных храмах в этот день учатся, вместе с апостолами, подобной — совсем новой, смиренной и очень личной, тихой и духовно-глубокой — благодарности Богу за все Его дары. Именно ради этого они и становятся теперь на колени: не столько для покаяния и самоуничижения, сколько в знак кроткого и, в то же время, возвышенного ликования, ради торжества их просвещенности огненными языками Духа.

Итак, на вечерне этого дня все христиане преклоняют колена и выслушивают весьма продолжительные молитвы, произносимые также стоящим на коленях — в Царских вратах — священником, эти молитвы обращены к Лицам Пресвятой Троицы.

Молитва на коленях в церкви

На вечерне этого дня все христиане преклоняют колена и выслушивают весьма продолжительные молитвы

Тропарь праздника Пятидесятницы: “Благословен еси Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе”. Перевод тропаря: “Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший рыбаков (большинство из апостолов прежде своего призвания Иисусом были рыбаками) премудрыми через ниспослание им Духа Святого и ими уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе”. Здесь говорится о том удивительном просвещающем действии Святого Духа, которое даже простых рыбаков превратило в людей, способных привлечь к истине Христова учения всю вселенную.

Кондак праздника: “Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа”. Русский перевод кондака: “Когда Ты сойдя смешивал языки, Всевышний, Ты разделял народы; когда же Ты раздавал огненные языки, Ты призвал всех к единению. И мы в согласии славим всесвятого Духа”.

Этот текст требует специального пояснения. Толкователи Священного Писания весьма часто сопоставляют два описанных в нем события — Вавилонское столпотворение (горделивое строительство древними людьми, обладавшими на тот момент единым языком, огромной башни, которая была призвана достичь престола Всевышнего, “достать” до Самого Бога) и сошествие Святого Духа. По рассказу Библии, разгневавшийся на дерзких строителей-вавилонян Бог, смешал их языки; после этого они перестали понимать друг друга и, прекратив возведение башни, — как символа человеческой гордыни и богопротивления, — рассеялись по всей земле (см. книгу Бытия 11:1-9).

В событии же Пятидесятницы, Бог, напротив, дал апостолам дар говорить на языках других народов, чтобы они могли проповедовать по всей вселенной Его Евангелие. В первом случае происходит обособление людей друг от друга, во втором, наоборот, делается первый шаг к достижению духовного единения всего человечества.

Стихиры и каноны праздника также содержат прославление Бога за ниспослание людям дара благодати Святого Духа и за обретение ими подлинных богопросвещенности и богопознания (“Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть”).

Паремии праздника заключают в себе ветхозаветные прообразы новозаветной Пятидесятницы и пророчества о событии схождения Святого Духа на апостолов. Первая паремия говорит об исполнении Духом семидесяти еврейских старейшин во времена Моисея (книга Числа 11:16-17,24-29). Вторая и третья предрекают две стороны благодатного действия Духа, Который некогда снизойдет на людей: обновление физической и духовной людской природы (книга пророка Иоиля 2:23-32) и ту нравственную перемену, которая произойдет здесь с христианами (книга пророка Иезекииля 36:24-28).

Апостолы проповедуют народу

Бог дал апостолам дар говорить на языках других народов, чтобы они могли проповедовать по всей вселенной Его Евангелие

Евангельское чтение на утрени (Евангелие от Иоанна 20:19-23) рассказывает о как бы “предварительном” даровании Христом, по Его Воскресении, апостолам Святого Духа — через дуновение. Такое дарование дало ученикам Спасителя духовную силу священнодействовать.

Апостольское чтение на Литургии содержит рассказ о самом событии Сошествия Святого Духа (книга Деяний святых апостолов 2:1-11).

Евангельское чтение на Литургии (Евангелие от Иоанна 7:37-52; 8:12) также содержит обетование Христа о скором ниспослании всем “духовно жаждущим” утоляющей их благодати Святого Духа; эта благодать, в свою очередь, должна излиться — через воспринявших ее христиан — и на весь мир.

Рекомендуется к прочтениюСемик — история праздника, приметы и традиции

Богослужение

От IV века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей (Сильвией или Эгерией).

По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем епископ читал Евангелие о воскресении, как и в каждое воскресенье. С рассветом весь народ шел в главную церковь (Мартириум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались окончить к третьему часу дня.

После отпуста весь народ вел епископа с песнями на Сион, там при конце 3 (9) часа читалось место из Деяний о сошествии Св. Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидиакон приглашал народ собраться на Елеоне в 6 часу. До этого часа народ расходился по домам подкрепиться. Собравшись на Елеоне, народ (весь до одного) шел на Елеонскую гору, где совершалась лития на самое место вознесения (Имвомон).

Там предлагались чтения, пелись песни и антифоны, соответствующие дню и месту, с такого же содержания вставочными молитвами, читалось Евангелие о вознесении, благословлялись оглашенные и верные. Затем уже в 9 ч. бывала лития в церковь Пещеры, где Христос учил апостолов; там в 10 ч. совершалась вечерня с обычной молитвою, благословением оглашенных и верных. Оттуда шли литией в Мартириум; в городские ворота входили уже ночью и там литию встречали со множеством светильников, в Мартириум приходили около 2 ч. н. (=7 ч. в.); там пелись песни и читалась молитва с благословением оглашенных и верных.

Совершалась лития в храме Воскресения, где делалось тоже. Наконец совершалась лития на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны и тоже произносилась молитва с благословением оглашенных и верных. Все оканчивалось около полуночи; т.о. богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток; нечто подобное, такое же множество литий, бывало еще только в ночь на великую пятницу.

От VII в. мы имеем древнейший чин богослужения Пятидесятницы. Это в недавно открытом Иерусалимском канонаре (уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии – Эгерии. Памятник, кроме глубокой древности даваемого им чина, особенно важен тем, что дает зародыши нынешних 3 молитв и на той же вечерне Пятидесятницы в своих 8 литиях в этот день.

Святой Иоанн Дамаскин

Христианский святой Иоанн Дамаскин

В праздничном Евангелии VIII в., написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех дванадесятых праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. В VIII веке на Пятидесятницу составлены каноны святого Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.

От IX века мы имеем уже для Восточной Церкви полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской Церкви.

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

Как уже упоминалось выше, об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью писал еще свт. Иоанн Златоуст, этот обычай распространился и в Русской Церкви. Стоит, однако, понимать, что «украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении.

Распоряжение Святейшего Синода “о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.” имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев».

Рекомендуется к прочтениюО поведении православных христиан в пасху

Праздник в православном богослужении

Апостольские постановления содержат следующее предписание: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь» (книга 5, глава 20). Кроме того, в данный период возбраняется работать, «потому что тогда пришел Дух Святой, дарованный уверовавшим во Христа» (книга 8, глава 33). Праздничная неделя после Пятидесятницы хотя и не является формальным попразднством, но говорит об особом положении этого праздника, длившегося целую неделю. Указанная цикличность, однако, была принята не везде.

Так, в Иерусалиме IV столетия уже на следующий день после Пятидесятницы начинался пост.

Но именно в святом городе рассматриваемый праздник был одним из самых значимых в церковном календаре. И потому его отмечали пышно и масштабно. Яркое свидетельство этого находим у паломницы Эгерии. В этот день раскрываются в полной мере характерные черты иерусалимского богослужения, обусловленные уникальным положением города. Данному стациональному чину были свойственны различные процессии во время служб или между ними, совершение последований в разных храмах, воспоминание тех или иных событий по возможности на месте, где они осуществлялись: «Праздник в честь Святой Живоначальной Троицы продолжается на Святой Земле, как и подобает, три дня.

Это столь длительное церковное торжество здесь объясняется и топографическим положением в Святой Земле достопоклоняемых мест и святынь, с коими связаны воспоминаемые Православной Церковью в эти священные дни события из истории нашего домостроительства в Ветхом и Новом Завете, и некоторыми особыми обстоятельствами позднейшего времени в истории нашей русской колонии в Иерусалиме, и ее миссионерской деятельностью».

Паломница Этерия

Катакомбная фреска паломницы Этерии

Праздничное богослужение Пятидесятницы состояло из ночного бдения, литургии и дневного собрания, которые происходили в храме Воскресения, у Креста, в Мартириуме, на Сионской горе, где читались Деяния апостолов и звучала проповедь, в которой обязательно говорилось о том, что Сионская церковь построена на месте дома, где жили апостолы, а также в церкви на Елеоне (там была расположена пещера, в которой Господь учил ближайших последователей).

См. одно из свидетельств А.А. Дмитриевского: «Всенощная совершается под дубом Мамврийским по чину троицкой службы с выходом на литию для благословения хлебов, с величанием, с чтением акафиста Святой Троице по 6-й песни канона и с помазанием елеем. Рано утром, около 5 часов, здесь же, под дубом, на каменном престоле с переносным антиминсом совершается собором во главе с отцом архимандритом торжественная литургия, причем невдалеке от этого места поставленный стол служит жертвенником.

Во время малого выхода с Евангелием и во время великого выхода со святыми дарами обходят священный дуб кругом. За литургией многие из паломников приобщаются святых таин. По окончании литургии служится молебен Святой Троице и совершается крестный ход по всему миссийскому владению с осенением крестом и окроплением святой водой на всех четырех сторонах его».

Иначе говоря, дневной богослужебный круг отличался такой насыщенностью, что замыкался только после полуночи.

Более поздние, чем у Этерии, описания (например, армянская редакция иерусалимского Лекционария) дают весьма схожие представления.

Богослужение в Константинополе с VIII века совершалось по так называемому песненному последованию. Типикон Великой Церкви в соответствующем разделе имеет праздничные элементы, что выражается в отмене вечерних и утренних изменяемых антифонов, в пении только трех малых антифонов и сразу «Господи, воззвах». После входа читаются три паримии – те же, что звучат на службе и в настоящее время. В конце вечерни трижды поется тропарь праздника певцами на амвоне со стихами 18-го псалма. После вечерни назначается чтение Апостола вплоть до времени совершения паннихиса.

Утреня совершается на амвоне (что, опять же, говорит о торжественности богослужения). Ее обычные семь изменяемых антифонов отменяются, и сразу после первого (постоянного) антифона полагается песнь пророка Даниила (Дан. 3: 57–88). К стихам Пс. 50 припевается тропарь праздника. После утрени читается слово святителя Григория Богослова на Пятидесятницу «О празднике краткая любомудрствуем».

Между утреней и литургией патриарх совершает таинство крещения, что было древней христианской традицией, о которой писали Тертуллиан, святитель Григорий Богослов и другие.

На литургии устанавливаются праздничные антифоны и чтения Деян. 2: 1–11 и Ин. 7: 37–52; 8: 12, которые приняты и сейчас. Попразднства Пятидесятницы в Типиконе Великой Церкви нет, хотя в будние дни следующей за праздником недели есть несколько особых воспоминаний (архангелов Михаила и Гавриила, Богородицы, Иоакима и Анны), придающих седмице отличительные свойства. Отсутствуют в анализируемом уставе и коленопреклонные молитвы на вечерне Пятидесятницы.

Чан со святой водой

Между утреней и литургией патриарх совершает таинство крещения

Зато они регламентированы Студийскими уставами. В них празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид. Ей предшествует вселенская поминальная суббота. К понедельнику приурочивается воспоминание Святого Духа. И самое главное: вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, а суббота – его отдание.

Так, Студийско-Алексиевский Типикон 1034 года, сохранившийся в славянском переводе – рукописи 70-х годов XII столетия, не предусматривает всенощного бдения. На вечерне предписаны первая кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на девять (как в любой воскресный день, но здесь стихиры – только празднику). Далее вход и три паримии, на стиховне трижды поется стихира седьмого гласа «Параклита имущее» (в нынешней редакции – «Утешителя имущее»), на «Слава, и ныне» – «Царю Небесный» (шестой глас). После поется тропарь праздника «Благословен еси, Христе Боже наш».

На утрене полагается только первая кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова святителя Григория Богослова) «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного используется девятое воскресное Евангелие.

В Студийском уставе кодифицируется соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с первого гласа в неделю Антипасхи. Введенные соотношения проявляются не только в пении текстов Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди. Пятидесятница соответствует седьмому гласу. И на утрени поется канон седьмого гласа. На него, что бывает крайне редко, и сочинил в VIII веке свой канон преподобный Косма Маюмский. Кроме него, поется также канон четвертого гласа – творение преподобного Иоанна Дамаскина.

На хвалитех установлены стихиры четвертого гласа «Преславная днесь» (такие же, как и в современной службе, только о них замечено, что вторая и третья – подобны первой, но, несмотря на некоторые метрические совпадения, это не так), утренние стихиры на стиховне. Славословие не поется.

Литургия включает в себя праздничные антифоны, и вся служба (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен), разумеется, тоже праздника.

Святая пятидесятница в церкви

В день праздника отмечается всенощным бдением, состоящим из великой вечерни с литией и утрени

По Иерусалимскому уставу праздничный цикл Пятидесятницы имеет такую же структуру, как и в Студийском кодексе: поминовение усопших в субботу перед Пятидесятницей, шесть дней попразднства с отданием в следующую субботу.

Рекомендуется к прочтениюПасхальные беседы и проповеди от архиепископа Афанасия Мартоса

Литургико-эортологическая преемственность и переосмысление

В Русской Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть. Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева».

Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия».

И вообще литургический формуляр Пятидесятницы, которая в соответствии с различными классификациями относится к Господским, переходящим, великим (двунадесятым) праздникам, несмотря на то, что установился в России в русле преемственности, отличается известной спецификой.

Так, вплоть до середины XVII века на Руси, где описываемый праздник мог именоваться еще и словом русалии (относящимся, однако, не к содержанию языческого праздника, как можно было подумать, а к его дате, приходящейся на период Пятидесятницы), в его день не совершалось всенощное бдение. Но вечерню с литией и утреню служили раздельно. После вечерни следовал молебен с каноном Троицы, перед утреней – «полунощница молебном» (то есть по чину обычного молебна) с пением канона Троицы из Октоиха. Вместо троичных тропарей «Достойно есть» устанавливается «Царю Небесный». Вечерня совершается вскоре после отпуста литургии.

В понедельник Святого Духа митрополит служил литургию в Духовом монастыре. К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что сразу же после литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением.

Вселенские святители

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Праздник Пятидесятницы имеет шесть дней попразднства. Отдание бывает в следующую субботу.

Для полноты описания необходимо отметить, что седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста установлено в честь Святого Духа, пришествие Которого празднуется в воскресенье и понедельник, и в честь семи даров Святого Духа и в честь Святой Троицы.

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы имеют огромное символическое значение, причем как частно эортологическое, так и общебогословское. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению достойных деяний в честь Святого Духа, а также к принятию бесценных даров благодати Божией (неслучайно прихожане на этой вечерне встают на колени впервые после Пасхи).

Составление указанных молитвословий иногда приписывается святителю Василию Великому, а значит, датируется IV веком.

Нынешняя служба вечерни Пятидесятницы указывает три коленопреклонения с чтением нескольких молитв на каждом из них. В первой из них – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме», – возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих, вторая – «Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком» – представляет собой прошение дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни, в третьей молитве – «Приснотекущий, животный, и просветительный источниче», – обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших.

На первом преклонении читаются две молитвы (первая является собственно молитвой коленопреклонения, вторая же в рамках песненного последования была молитвой первого малого антифона). На втором коленопреклонении положены две молитвы: последняя – молитва второго малого антифона, выписанная в современном Часослове в конце первой части великого повечерия.

На третьем коленопреклонении установлены три молитвы, хотя на самом деле их четыре, поскольку вторая – молитва третьего малого антифона до слов «Тебе единаго Истиннаго и Человеколюбца Бога», со слов «Твое бо яко воистину» начинается третья молитва, которая в контексте песненной вечерни этого дня обычно использовалась вместе со следующей как молитва отпуста; четвертая молитва – непосредственно молитва отпуста Константинопольской песненной вечерни (по современному Служебнику, это седьмая светильничная молитва).

Очевидно, что даже в нынешнем виде чинопоследование, претерпевшее за многовековую историю ряд изменений, несет на себе явный отпечаток Константинопольского песненного извода.

Девушка молится в церкви

Молитва помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом

Как уже говорилось, коленопреклонные молитвы отсутствуют в Типиконе Великой Церкви. В древнейших византийских Евхологиях их набор крайне нестабилен. Небезынтересны указания славянского глаголического Евхология X–XI веков, который приводит только молитвы коленопреклонения – первую, третью, четвертую, без каких-либо прибавлений. В более позднее время молитвы коленопреклонения были, по-видимому, индивидуально приспособлены к практике Великой Церкви.

В тот же период – с Х столетия – возникают другие варианты совершения вечерни Пятидесятницы, по которым элементы палестинской богослужебной практики смешиваются с уставом песненного последования (Канонарий X–XI вв., Мессинский Типикон, грузинские Евхологии и некоторые другие). В связи с чином коленопреклоненных молитв отдельного замечания требует молитва Святому Духу, приписываемая патриарху Константинопольскому Филофею, со следующим началом: «Царю Небесный, Утешителю, Владыко собезначялныи, съприсносущныи и купносущныи».

Она известна по славянским рукописям и печатным изданиям. Так, в сборнике преподобного Кирилла Белозерского она помещается вместо молитвы «Боже великий и вышний» – во время третьего коленопреклонения. В Требнике Петра (Могилы) указывается, что приведенные слова читаются перед молитвой «Боже великий и вышний». Зафиксировано молитвословие и в старопечатных московских Типиконах XVII века. Но в реформированном Уставе 1682 года отсылки на молитву патриарха Филофея были исключены.

Рекомендуется к прочтениюРецепты на Хлебный Спас

Праздник в западной традиции

Ко всенощной службе дня святой Пятидесятницы, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения. И этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-Католической Церкви.

В литургии этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе.

Знаменитая золотая секвенция «Гряди, Святой Дух» («Veni, Sancte Spiritus») – гимн, принадлежащий неизвестному автору XIII века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.

Святоотеческая экзегеза

С IV столетия праздник Пятидесятницы определенно становится общераспространенным, приобретая все большую торжественность и важность. Это доказывают многочисленные проповеди, написанные святыми отцами (блаженным Августином, святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и другими).

Несомненно, что в центре гомилетики Пятидесятницы находится догмат о Троице. Святитель Григорий Нисский говорит: «То, что спасает нас, есть животворящая сила, которой мы веруем под именем Отца и Сына и Святого Духа. Но неспособные к восприятию сей истины вполне, вследствие приключившейся им от душевного глада слабости… приучаются взирать на единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца… Затем… открывается чрез Евангелие и Единородный Сын. После сего предлагается нам совершенная пища для нашего естества – Дух Святый».

Троица ветхозаветная

Троица ветхозаветная, икона Андрея Рублева

Много размышляют святые отцы о даре языков: «Если кто спросит кого-либо из нас: “Ты получил Святого Духа, почему ты не говоришь всеми языками?” – отвечать должно: “Я говорю всеми языками, потому что состою в Церкви, в том теле Христовом, которое говорит всеми языками”. И подлинно, что другое знаменовал тогда Бог, как не то, что, имея Святого Духа, Церковь его будет говорить всеми языками» (блаженный Августин).

Иконография праздника

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение эортологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии.

Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

15 Мар 2019 173 0 26 мин
Поделитесь с друзьями
Читайте также
Поделитесь мнением