.

О церковных календарях и православных праздниках

История православных праздников восходит к временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин.

Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

Содержание

Секреты нового и старого стиля юлианского календаря

Отмечая церковные праздники, знаменательные даты исторического прошлого, мы постоянно сталкиваемся с понятиями старого и нового стиля.

Старый стиль – это юлианский календарь, календарь солнечный, основанный на видимом годичном движении Солнца. А есть еще и лунный календарь, связанный с изменением фаз Луны – мусульманский календарь, и лунно-солнечный, учитывающий и смену фаз Луны и годичное движение Солнца. Но солнечный календарь в мировой практике явно доминирует.

Вернемся к юлианскому календарю. Он был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген. Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным.

Гай Юлий Цезарь

Древнеримский государственный и политический деятель – Гай Юлий Цезарь

Год в нем начинался с 1 января, все 12 месяцев имели современные названия, в году было 365 дней, а каждый четвертый год, високосный, включал 366 дней. В 325 году Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христианской церкви. Однако из-за того, что продолжительность астрономического солнечного года – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, юлианский календарь каждые четыре года убегает вперед против астрономического на 44 минуты 56 секунд.

Так что момент весеннего равноденствия за каждые 128 лет смещается относительно календарных дат на целые сутки. Поэтому возникла необходимость реформы календаря, поскольку празднование Пасхи все больше отодвигалось от астрономической даты весеннего равноденствия. В 1582 году такую реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.

Накопившиеся лишние дни убрали очень просто, объявив после 4 октября сразу 15 октября 1582 года.

Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль)был в том же, 1582 году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

В России декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.

Но в светском обиходе григорианский календарь стал международным, так как его придерживаются практически все страны мира. Григорианский календарь – это, по сути дела, реформированный юлианский. Чтобы избежать будущих перемещений дня равноденствия, в григорианском календаре, в отличие от юлианского, были отменены три високосных года в каждые четыреста лет.

Високосными теперь считаются только те вековые  (с двумя нолями на конце) годы, т. е. годы полных столетий, первые две цифры которых делятся без остатка на  4. Это – 1600, 2000 годы, но не 1700, 1800, 1900. В результате григорианский календарь отстает от астрономического солнечного года лишь на 26 секунд, так что лишние сутки могут накопиться только за 3280 лет. Поэтому длина солнечного года практически  равна длине года календарного.

Разница между датами юлианского и григорианского календаря, летосчислением по старому и новому стилю, по ходу исторического времени  возрастает.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые  две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Вот они, «секреты» летосчисления по старому и новому стилю. Александр Сергеевич Пушкин, например, родился 26 мая 1799 года, а умер 29 января 1837 года. Это даты старого стиля.

Александр Сергеевич Пушкин

Русский поэт, драматург и прозаик – Александр Сергеевич Пушкин

А по новому стилю к дате пушкинского дня рождения прибавляется 11 дней (ведь это XVIII век), а к дате смерти уже в ХIХ веке – 12 дней. Вот почему годовщину со дня рождения Пушкина мы отмечаем 6 июня, а годовщину смерти – 10 февраля по новому стилю.

Или, скажем Февральская революция 1917 года в России. Если бы она исчислялась по европейскому, григорианскому календарю, то должна была бы называться Мартовской.

И в самом деле: началась она в международный женский день 23 февраля (8 марта по новому стилю), а к утру 28 февраля (13 марта по новому стилю) Петроград полностью перешел в руки восставших.

Так соотносятся юлианский и григорианский календари, отражая движение истории, вехи нашей духовной, общественной и культурной жизни.

Рекомендуется к прочтениюТрадиции и приметы в Петров день

Юлианский календарь и Пасха

Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию (см. Еврейский календарь), поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года  промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени. Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом  самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365¼  суток.

Звезда Сириус

Ярчайшая звезда ночного неба – Сириус

Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365¼  суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года.

Юлианский календарь

Юлианский солнечный календарь был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х

Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, – 366 дней. Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

  • Январь (Ianuarius)  в честь бога Януса;
  • Февраль (Februarius)  в честь бога Фебрууса;
  • Март (Martius)  в честь бога Марса;
  • Апрель (Aprilis)  от латинского apеrire (раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;
  • Май (Maius)  в честь богини Майи;
  • Июнь (Iunius)  в честь богини Юноны;
  • Квинтилис (Quintilis)  пятый;
  • Секстилис (Sextilis)  шестой;
  • Сентябрь (September)  седьмой;
  • Октябрь (October)  восьмой;
  • Ноябрь (November)  девятый;
  • Декабрь (December)  десятый.

Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные  по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии  императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita (от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября на декабрь.

Октавиан Август

Основатель Римской империи – Октавиан Август

Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом – в значительной простоте.

В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным.

Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника – Пасхи и связанных с нею подвижных праздников.

Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день  –  14 нисана по еврейскому лунному календарю. Отсюда и возникла необходимость соединить в церковном календаре солнечный и лунный циклы.

Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

Но средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного месяца  29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с солнечным было практически невозможно: их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться подобным периодом было бы бессмысленно.

В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до Р.Х.) можно считать наиболее удачным. Согласно уравнению Метона, 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам. И несмотря на допущенную погрешность (19 юлианских лет равны не 6940, а 6939,75 суток), именно цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей, как древних, так и современных.

Астроном Метон

Греческий астроном Метон

Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой  была бы полностью независимой от нее и всегда наступала позже. И в этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для пасхальных расчетов идеальным инструментом.

Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от Пасхалии иудейской. При этом составители Пасхалии отдавали себе отчет в том, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарных расчетах Пасхи крайне сложно.

К примеру, если плавающие даты новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то 14 нисана иудейской Пасхи опережает равноденствие на 1 сутки за 210 лет.

Все это происходит оттого, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца.

Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи плавает, как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля.

Сразу после принятия юлианского календаря христиане внесли в его структуру существенное дополнение: деление месяцев на семидневный цикл – недели (лат. Hebdomada, или Septimana – седмица). Недельный цикл христиане заимствовали из еврейского календаря, который они использовали с I в. от Р.Х.

Этот цикл связан с преданием книги Бытия и применяется в традиции иудаизма для определения Шаббата  Субботы – каждого седьмого дня календарного года, который считается священным днем отдыха и напоминает о Сотворении мира и исходе евреев из Египта.

Первый день недели получил название День Господний (греч. Kyriake, лат. Dies Dominica), или prima feria (первый день). В христианской традиции этот день посвящается памяти двух главных евангельских событий – Воскресению Христову (отсюда и его русское название  воскресенье) и сошествию Святого Духа на Апостолов.

Cошествие Святого Духа

Cошествие Святого Духа на Апостолов

С IV в. во всех христианских странах воскресенье считается днем отдыха. В этот день верующим предписывается посещать храм и принимать участие в богослужении. Последний день недели (septima feria) стал называться субботним (греч. Sabbaton, или Sabbata – отсюда русское суббота) в память о том значении, которое имел этот день для ветхозаветного народа.

За остальными днями закреплялись только порядковые номера: secunda, tertia feria и т.д. (Этот принцип нашел отражение и в названиях дней недели в русском языке: ср. вторник, четверг, пятница).

Весь церковный год был разделен на периоды, которые разграничивались праздниками, памятными днями и постами. Каждый день церковного года был посвящен памяти одного или нескольких святых (общих, национальных или местных  откуда впоследствии и возникли отличия в календарях поместных христианских Церквей).

Подвижные праздники

Пасха — первое воскресенье после первого весеннего (случившегося после дня весеннего равноденствия) полнолуния.

У православных, по причине накопившегося отставания календаря на 13 дней, «равноденствие» (тоже 22 марта, но по «старому стилю») приходится на 4 апреля по «новому стилю», и следовательно, праздник Пасхи обычно съезжает на более позднее время. Поэтому все подвижные праздники съезжают каждый год на разное количество дней. Остальные, неподвижные даты, у православных и католиков расходятся на 13 дней, то есть они привязаны к одинаковым числам месяца, но сам календарь  — у каждого свой.

Из за этой разницы календарей возникает проблема с языческими обрядами — большая их часть привязана к астрономическим моментам — датам равноденствий и солнцестояний, и если отталкиваться от «старого стиля» и церковных праздников, то многие важные астрономические моменты будут упущены.

Праздники:

Неподвижные праздники

Разработав почти до нынешнего состава круг важнейших подвижных праздников, рассматриваемый период меньше сделал для неподвижных праздников. Наиболее важное в этом последнем отношении — введение 3 новых праздников: Рождества Христова, Сретения и Воздвижения.

Неподвижные праздники
МесяцДни
Январь7 – Рождество христово8 – Собор пресвятой Богородицы9 – Святой архидиакон Стефан
Февраль2 – Преподобного Евфимия Великого7 – Святого Григория Богослова9 – Перенесение мощей святого Иоанна Златоуста15 – Сретение Господне
Март9 – Обретение главы Иоанна Предтечи22 – Сорока мучеников30 – Святого Алексея, человека Божия
Апрель
Май8 – Апостола и евангелиста Марка16 – Успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского22 – Перенесение мощей святого Николая
Июнь3 – Святых царей и равноапостольных Константина и Елены24 – Святых апостолов Варфоломея и Варвары
Июль18 – Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца21 – Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани
Август1 – Преподобного Серафима Саровского2 – Пророка Ильи9 – Великомученика исцелителя Пантелеймона19 – Преображение господне28 – Успение Богородицы
Сентябрь13 – Священомученика Киприана, епископа Карфагенского и святого Геннадия19 – Чудо Архистратига Михаила21 – Рождество Богородицы27 – Воздвижение креста
Октябрь31 – Апостола и евангелиста Луки
Ноябрь4 – Казанской иконы Божьей Матери8 – Великомученика Дмитрия Солунского21 – Собор Архистратига Михаила29 – Святого апостола и евангелиста Матфея
Декабрь7 – Святой Великомученицы Екатерины13 – Андрея Первозванного17 – Святой Великомученицы Варвары19 – Святого Николая22 – Зачатье святой Анны

Прочие праздники и дни памяти, также не связанные с Пасхальным циклом, являются непереходящими и отмечаются, как правило, в связи с историческими событиями.

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов  – неподвижного(минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Богородица Дева Мария

Дева Мария – земная мать Иисуса Христа

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения. Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.).

Рождение Иисуса Христа

Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября). Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

Святая книга Минея

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы».

Рекомендуется к прочтениюЗаговоры и обряды на Покров Пресвятой Богородицы

Особенности празднования великих праздников

О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: «имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу». В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече – еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Хор в храме

Еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь “Крест начертав Моисей”

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же – событие бывшего праздника. Число дней попразднства бывает неодинаково – от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение – 1 день, (а от субботы Лазаревой – нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм – 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница – 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня – 7 дней, Сретение – неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение – 8 дней, Успение Божией Матери – 9 дней, недвунадесятые великие праздники – 1 день. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.

Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Рекомендуется к прочтениюПраздник 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие двунадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.

Когда на воскресный день приходится один из четырех Господских праздников — Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения — вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»).

В великие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того – в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен. Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников Двунадесятых Богородичных праздников всего 4: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы. На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб – Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, т.к. Богородица не выше Христа.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

11 Мар 2019 495 0 22 мин
Поделитесь с друзьями
Читайте также
Поделитесь мнением