.

Необычные и удивительные архитектуры средневекового времени

Большинство исторических достопримечательностей на нашей планете ежегодно осаждают миллионы туристов. Однако и в стороне от истоптанных троп есть памятники старины, заслуживающие самого пристального внимания.

Архитектура является одним из ведущих пластических искусств, которая создает художественный образ благодаря пространственно-объемной композиции форм, их конструктивной гармонии, в соответствии закономерностям природных материалов и форм окружающей среды.

Эстетически формируя пространственное окружение жизни и деятельности человека, архитектура удовлетворяет потребности общества: в жизни и культовых сооружениях, обороне и зрелищах, в работе и отдыхе.

Содержание

Храм Тодайдзи и Зал Великого Будды

Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город Нара. Ныне Нара принадлежит к числу самых почитаемых святых мест Страны восходящего солнца, куда ежегодно приезжает около трех миллионов паломников. Здесь, на территории площадью около 525 гектаров, располагается несколько громадных буддийских и синтоистских храмов и кумирен, имеющих многовековую историю.

Сооружение храма Тодайдзи

Древний буддийский храм в Японии в городе Наре

Храм Тодайдзи занимает центральное место среди святилищ Нары. Длительное время он был главной государственной святыней страны, а само название “Тодайдзи” буквально означает “Великий восточный храм”. Храм Тодайдзи широко известен по хранящейся в нем бронзовой скульптуре Будды Дайнити (Дайбуцу), являющейся самым большим изваянием Будды в Японии и одним из крупнейших в мире. Ее изваял в 749 году корейский скульптор, которого японцы называют Кимимаро. Для изготовления гигантской статуи потребовалось 437 тонн бронзы, 150 килограммов золота, 7 тонн воска, 70 килограммов ртути и несколько тысяч тонн древесного угля. По преданию, на отливку статуи были израсходованы все запасы бронзы в Японии.

Работа по созданию статуи продолжалась два года и технологически была чрезвычайно сложной, причем не только сам процесс литья, но и монтаж и установка статуи на постамент (с учетом тогдашнего уровня техники!). Ведь это феноменальное древнее сооружение весит в два раза больше, чем статуя Свободы в Нью-Йорке, которая была изготовлена одиннадцать веков спустя. Как мастеру удалось преодолеть все технические препятствия? Это остается загадкой, и секрет изготовления этого уникального памятника литейного искусства древности не раскрыт до сих пор.

Cтатуя Свободы в Нью-Йорке

Колоссальная скульптура в стиле неоклассицизма – статуя Свободы

Из старинных японских источников известно, что работы по изготовлению статуи Великого Будды были завершены только после семи неудачных попыток. Голова и шея Будды были отлиты в одной опоке, а торс и трон-лотос изготовлены в отдельных формах, а затем спаяны вместе и позолочены.

Статуя Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой “благословение, всемогущество и вездесущность”. Будда восседает, поджав под себя ноги, в умиротворенной позе на троне в виде колоссального цветка распустившегося лотоса с 56 лепестками. Лотос выступает здесь как символ душевного целомудрия, непорочности и чистоты, необходимых для погружения в нирвану, обретения блаженства, достигаемого в результате преодоления “страсти и жажды жизни”. Правая рука Будды с раскрытой ладонью вытянута вперед в благословляющем жесте. Волосы Будды синего цвета – это символизирует его пребывание в заоблачном небесном мире. Волосы разделены на 966 завитков. На лбу – огромная шишка: символ величия и недосягаемости.

Статуя Великого Будды в Тодайдзи

Статуя Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой – благословение, всемогущество и вездесущность

Великий Будда входит в число самых известных достопримечательностей Японии. Высота статуи с пьедесталом составляет 22 метра. Высота самой сидящей фигуры Будды – 16 метров. Лицо имеет длину 5 метров, ширину – 3 метра. Через глазницы свободно может пролезть человек – их длина составляет 1 метр. Диаметр трона-лотоса – более 20 метров, высота каждого лепестка – 3 метра.

Громадная статуя внутри полая. В ее недрах создана сложная система деревянных конструкций, прочно поддерживающих всю фигуру. Раз в год Великого Будду чистят, при этом снимая с него несколько ведер пыли.

Вся поверхность трона-лотоса покрыта бесчисленными изображениями религиозного и мифологического характера, тысячами иероглифических надписей. За спиной гигантской статуи находится деревянный позолоченный ореол, на котором установлены еще 16 фигур Будды, размером приблизительно в рост человека, изображающих его предыдущие воплощения. Рядом со статуей расположены две скульптурные фигуры святых-бодхисатв. Японская традиция отождествляет их с тысячерукой богиней милосердия Каннон и богиней счастья.

Их размер в два раза меньше статуи Великого Будды. Справа за фигурой Будды находится деревянная колонна с небольшим отверстием. Существует поверье, что человеку, сумеющему пролезть через него, прощаются все грехи. Тодайдзи – действующий храм, и перед статуей Великого Будды ежедневно совершается служба, зажигается огонь и курятся благовония, монахи и паломники читают буддийские молитвы-сутры.

Рекомендуется к прочтениюСамостоятельный отдых в Финляндии, что нужно знать?

Зал храма Тодайдзи, в котором находится скульптура Будды, носит название Дайбуцудэн – Зал Великого Будды. Некогда Тодайдзи был главным храмом буддийской секты Кэгон, учение которой в VIII веке проникло в Японию из Китая. Строительство храма Тодайдзи началось на рубеже 20-30-х годов VIII века и продолжалось двадцать лет. Оно было объявлено общенациональным делом, потребовавшим мобилизации всех ресурсов страны. Храм был освящен в 752 году в присутствии императора и императрицы, двора, священнослужителей и представителей всех провинций Японии, а также посольств из Китая и Кореи. В XII столетии во время гражданской войны огромный храм сгорел. Во время пожара пострадала голова Будды, ее пришлось заменить новой. Сегодня можно заметить, что голова Будды более темного цвета, чем торс. По другим сведениям, вся скульптура Будды сильно пострадала от пожара, и в XVIII столетии в ней были заменены многие элементы, так что ее нельзя считать целиком подлинной.

В 1567 году храм вновь сгорел, и Великий Будда простоял под открытым небом более ста лет. Только в 1699 году начались восстановительные работы, но через три года, возведя храм только наполовину, строительство снова забросили. В таком виде он простоял около двухсот лет и в результате совершенно развалился. Строительство было возобновлено только в 1903 году и продолжалось десять лет. К 1913 году храм был восстановлен в первоначальном виде. Его высота составляет 50 метров, длина – около 57 метров, ширина – более 50 метров. Это самое большое деревянное здание в мире, а для своего времени он был просто чудом строительного искусства.

Восстановительные работы храма

Восстановительные работы храма Тодайдзи начались в 1699 году

В огражденный стеной храм можно войти через Великие Южные ворота – Нандаймон, с двухъярусной крышей и пятью пролетами, которые были заново выстроены в 1199 году и поддерживаются восемнадцатью деревянными колоннами. В качестве колонн были использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой в 21 метр. По обеим сторонам ворот возвышаются колоссальные статуи фантастических стражей-чудовищ Нё. Массивные входные двери храма Тодайдзи выполнены в старинной манере японской храмовой архитектуры. Монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными для японского зодчества изгибами придает сооружению торжественность и величественность. Стены храма украшают великолепные деревянные резные рельефы, лаковая роспись, эмаль, исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм.

В храмовой сокровищнице хранятся многие древние предметы: старинные буддийские и традиционные японские одеяния, священные сосуды, ювелирные изделия, драгоценности, предметы традиционного японского искусства из бумаги и шелка.

Рекомендуется к прочтениюНезабываемый отпуск в Португалии, рекомендации по отдыху

Архитектура ацтеков

Ночью 21 февраля 1978 г. в самом центре Мехико, на углу улиц Гватемалы и Аргентины, рабочие городской компании электроснабжения производили земляные работы. Пробив толстое бетонное покрытие и проникнув в грунт на два метра, они вдруг наткнулись на слой камня. Очистив поверхность камня от налипшей глины, рабочие обнаружили на нем рельефное изображение и решили отложить работу до утра. Для идентификации находки по телефону срочно вызвали группу археологов из Национального института антропологии и истории. 23 февраля было установлено, что находка представляет собой часть монолита с профильным изображением человеческого лица и головных украшений.

До 27 февраля под руководством археолога продолжались работы по извлечению находки, оказавшейся огромным каменным диском диаметром 3,25 м. На его поверхности ученые увидели выгравированную обнаженную и расчлененную женскую фигуру без головы. По мнению историков, это была богиня Луны Койольшауки, сестра ацтекского бога войны и солнца Уицилопочтли, убитая и четвертованная по преданию, своим братом на холме Контепек.

Так неожиданная находка положила начало крупным раскопкам Великого храма ацтеков в Теночтитлане…

Ацтеки поселились на небольших островах озера около 1325 г. Сначала они попали под власть правитель Айкапопалько, от которой смогли освободиться лишь в 1425 г.

Впоследствии воинственные ацтеки захватили обширные земли по всей Мезоамерике. Свою столицу Теночтитлан ацтеки застраивали красивыми каменными домами, дворцами и храмами. Острова они соединили между собой и материком дамбами. Город пересекали большие и малые каналы. Это была настоящая «индейская Венеция» — четко спланированный город на сваях. В центральной его части находилась широкая площадь с 46-метровой пирамидой — Великим храмом Теночтитлана в честь бога Уицилопочтли и множеством более мелких зданий — часовен, святилищ и резиденций целой армии Жрецов.

Каменный диск богини Луны Койольшауки

Каменный диск диаметром 3,25 м c изображением богини Луны Койольшауки

Грандиозное строительство, содержание жреческого сословия, армии и дома верховного правителя требовало огромных средств. Неудивительно, что ацтеки вели бесконечные войны с соседними племенами, грабили их и, что было самым возмутительным, уничтожали всех пленных Койолыпауки.

Жестокость ацтеков по отношению к побежденным не знала границ. На алтарях Великого храма совершались тысячи человеческих жертвоприношений. У кого-то жрецы ритуальными ножами вырезали трепещущие сердца, кого-то расстреливали из луков, привязав к ритуальным столбам, некоторых медленно поджаривали на огне, а затем, уже у полумертвых, вырывали сердца.

Однажды, мстя за эти зверства, мужчины племени уэшотдин-ки тайно проникли в город и сожгли храм богини Тонатцин. Ацтеки ответили очередным военным походом. С приходом испанцев почти все племена составили коалицию, поддержавшую Кортеса, и в 1521, г. ацтеки были окончательно разгромлены, Белые завоеватели разрушили Теночтитлан, а вместе с ним и Великий храм.

В знак окончательного покорения ацтеков на месте их пирамид и храмов, площадей и жертвенников был воздвигнут испанский, вернее, колониальный город Мехико — столица современной Мексики. Остатки Теночтитлана остались под фундаментами католических соборов, дворцов знати, общественных зданий вице-королевства Мексики. Раскопки Великого храма продолжались до конца 1982 г. В команде с археологами работали реставраторы, биологи, химики, геологи и другие специалисты по древнейшей истории. После почти пятилетнего непрерывного труда удалось подвести первые итоги. Как выяснилось, главный фасад храма был обращен на запад.

Рекомендуется к прочтениюВсе об отдыхе в Чехии, советы туристам

Во время пятилетних раскопок было найдено всего около семи тысяч предметов приблизительно из 100 мест жертвоприношений. Сами археологи отмечают, что расположение предметов в местах жертвоприношений не случайно, оно соответствует неразгаданной еще символике. Иными словами, эти предметы и их размещение, точнее ориентация по сторонам света, имеют свой язык. Например, два жертвоприношения, найденные одно посередине южной, другое — северной стороны, содержали одинаковые наборы предметов: внизу уложенные в направлении с севера на юг раковины, над ними — крокодилы, сверху змеиная голова, в основании Великого храма – статуэтки сидящего божества, как полагают, бога огня Шиутекутли, охраняющего центр мироздания. Справа от этих фигурок — морской коралл, а слева — глиняный сосуд с изображением Тлалока.

Среди находок, сделанных в Великом храме, множество различных масок и фигурок, алебастровые головы оленей и статуэтки сидящих божков, морские раковины, рыбьи кости, головы рыбы-пилы, кораллы, крокодилы и ягуары. Находки, относящиеся к культу бога войны Уицилопочтли, представляют собой курильницы с рельефами в виде черепов и ритуальные ножи текиатль, украшенные глазами и зубами, сделанными из морских раковин.

Монументальный каменный рельеф богини Койольшауки лежал, как выяснилось, у подножия святилища бога войны, а рядом нашли небольшой алтарь с двумя каменными лягушками по бокам.

Нож Текиатль

Ритуальный нож ацтеков Текиатль

Можно только представить, сколь изуверски жестокой была религия ацтеков, если даже их богиня оказалась четвертованной своим братом.

Многие современные мексиканские астрологи полагают, что «освобождение» Койольшауки несет с собой отрицательные последствия для процветания страны, и пытаются найти способы борьбы с ее энергетическим полем…

Великий храм Теночтитлана, ныне стоящий на Дне огромного котлована, вырытого вокруг него, прежде возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и стадион для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также драматические действа с человеческими жертвоприношениями. Последние составляли важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов и практиковались, как полагают, для того чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла. Человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование людей.

Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но чаще жрецы убивали жертву, распарывая ей ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собой божество, при других убивали множество пленников.

Рекомендуется к прочтениюПоступки, говорящие о любви

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая — от ягуаров, вторая — от ураганов, третья — от всемирного пожара, четвертая — от потопа. Современная эпоха Пятого Солнца, по представлениям ацтеков, должна завершиться страшными землетрясениями.

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

Афинский Акрополь

Акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Пропилеи и храм Ники Аптерос

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

Эрехтейон

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой.

Статуя Афины Промахос

Бронзовая статуя Афины Промахос

Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Рекомендуется к прочтениюГде найти свою любовь

Парфенон

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Древнегреческий храм

Древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.

К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Ансамбль Акрополя

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города.

Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Рекомендуется к прочтениюСекреты успешного флирта

Акрополь в последующие эпохи

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

Храм Ники Аптерос

Древнегреческий храм на афинском Акрополе – Ники Аптерос

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

Иерусалим – город избранным Богом

Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города – символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

Незабываемое зрелище. Гора Сион влечет к себе и туристов, и верующих, особенно на Пасху, в день Святой Троицы и на праздник Кущей. Успенский монастырь стоит на том самом месте, где, по преданию, скончалась Дева Мария. Внутри он украшен великолепными мозаиками, а в память вечного упокоения Богородицы там воздвигнут склеп. В соседнем здании находятся три христианские святыни: помещение, в котором происходила Тайная вечеря, комната, в которой Иисус после трапезы омыл ноги своих учеников, и могила царя Давида.

Гора Сион

Гора Сион — южная часть западного холма Иерусалима

Огненный ритуал. Самый яркий момент празднования Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня – это появление «святого огня, который греческий православный патриарх выносит верующим. Собравшиеся ожидают этого момента с факелами и свечами и впадают при виде «святого огня» в религиозный экстаз.

В Иерусалиме, внутри стен Старого города, вновь отстроенного 400 лет назад турецким султаном Сулейманом Великолепным, находятся три главных святыни трех основных монотеистических религий: Западная стена (больше известная как Стена плача), храм Гроба Господня и Куббат ас-Сахра. Великие религии – иудаизм, христианство и ислам – сходятся в этом древнем городе.Иерусалим был размером чуть больше крошечного горного поселка, стоящего в иудейской пустыне, когда Давид в 1005 году до н. э. отбил его у иевусеев и провозгласил столицей Израильского царства, которое в результате простерлось от Красного моря на юге до реки Евфрат на севере.

Когда сын Давида Соломон построил внутри городских стен первый храм и поместил там на хранение каменные скрижали с Десятью заповедями, данными Богом Моисею, Иерусалим стал священным для еврейского народа. В 587 году до н. э. город был осажден Навуходоносором, правителем величайшей империи в Западной Азии. Он разрушил храм Соломона и пленил евреев, уведя их в свою столицу Вавилон.

Рекомендуется к прочтениюКак разговаривать с начальником

Еврейские изгнанники, вернувшиеся через некоторое время в Иерусалим, вновь отстроили храм – это было приблизительно в 520 году до н. э. Он простоял более 500 лет, пока Израилем правили сменявшие друг друга иностранные властители. В 19 году до н. э. храм был вновь перестроен, на сей раз Иродом Великим, имя которого навечно связано с событием, названным в Евангелии «избиением младенцев». Согласно Писанию, он приказал истребить целое поколение младенцев мужского пола, поскольку прослышал о рождении ребенка, которому было предназначено стать Царем Иудейским. Этот храм простоял вплоть до 70 года н. э., а потом был разрушен римлянами в отместку за восстание, поднятое против них евреями.

Храм Гроба Господня и Куббат ас-Сахра

Иудейский храм Гроба Господня и Куббат ас-Сахра

Сегодня все, что осталось от храма Ирода, – это Западная стена, которая для иудеев является самым священным местом на Земле. Ее более известное название «Стена плача» происходит от еврейской традиции оплакивания судьбы еврейских изгнанников и разрушенного храма. Во время молитвы у дорогих сердцу камней многие молящиеся закладывают записки с просьбами к Богу в щели стены и как бы внутрь самого священного храма. Они верят, что их молитвы напрямую вознесутся к Богу, а просьбы будут исполнены. Район горы Мория, где Соломон построил первый храм, столь же священен и дорог для мусульман, как и для евреев.

Пророк Мухаммад (570-632) всего лишь шесть лет как умер, когда в 638 году исламский вождь, халиф Омар, завоевал город и провозгласил его священной территорией ислама. На вершине горы есть место, где скальные породы высотой 4 м обнажены. Говорят, что с этого места Мухаммад в сопровождении Архангела Гавриила взошел на небо по лестнице из света, чтобы получить указания для выполнения своей земной миссии. Мусульмане верят, что, когда наступит конец света, трубный глас возвестит об этом именно с этой скалы.

Рекомендуется к прочтениюКак бороться со стрессом на работе

Над скалой возвышается мечеть Куббат ас-Сахра, мусульманская святыня, древнейший из существующих исламских храмов и третий по значимости, после Мекки и Медины. Симметричное восьмиугольное здание мечети, увенчанное сверкающим куполом, было построено в 687-691 годах н. э. Его внешние и внутренние формы соответствуют строгим правилам гармонии и пропорций. Несущие стены снизу украшены мрамором, а сверху облицованы глазурованными изразцами. Первоначально купол мечети Куббат ас-Сахра – а для многих это самая главная городская достопримечательность – был построен из дерева и обшит листами чистого золота. Современный купол, изготовленный из сплава алюминия и золота и украшенный изречениями из Корана, был сооружен в 1963 году.

История храма Гроба Господня, стоящего на том месте, где Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в могиле, высеченной в скале, восходит к 135 году н. э., когда римский император Адриан сровнял Иерусалим с землей и построил на его месте храм, посвященный Венере, Когда в 326 году н. э. Елена (впоследствии Св. Елена), мать первого императора-христианина Константина Великого, совершила свое историческое паломничество в Иерусалим, с помощью греческого епископа Макария она обнаружила под храмом Венеры могилу. Константин разрушил языческий храм и повелел построить базилику – группу зданий, вписавшихся в прямоугольный каркас. Центром этого комплекса, освященного в 335 году н. э., стал Круглый храм, внутри которого была заключена могила Христа.

На мозаике VI века, обнаруженной в 1884 году в Иордании, в церкви селения Мадаба, имеется древнейший из дошедших до нас план Иерусалима, на котором указано местоположение базилики Константина. Немного выше расположен храм Гроба Господня, а рядом свободное пространство, помеченное крестом, – это Голгофа. В XII веке основные христианские святыни оказались под одной крышей. Крестоносцы возвели на этом месте великолепную церковь в романском стиле, объединившую их. Церковь была освящена в 1149 году. Нынешний храм Гроба Господня, выстроенный после землетрясения 1927 года – точная копия того, который был возведен крестоносцами.

Рекомендуется к прочтениюНезабываемый отпуск в Черногрии

Сегодня Иерусалиму приходится нелегко под тяжестью исторического прошлого. Священный город раздирают религиозные и политические распри. Этот великий город стал одновременно и символом величия, и яблоком раздора.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

01 Апр 2019 183 0 20 мин
Поделитесь с друзьями
Читайте также
Поделитесь мнением